Субординация в офисе: «за» и «против»
Все большее число рекрутинговых агентств в Санкт-Петербурге заявляет, что грамотная речь и хороший русский язык — обязательный элемент требований к широкому спектру вакансий.
Множество российских компаний вводит в обиход повсеместное обращение на «ты» в рамках офиса. Но правильно ли это? Как с точки зрения языка, так и с точки зрения этикета?
«Ты» против «Вы»
В допетровской России было принято обращение на «ты» (вне зависимости от положения в обществе). В 18 веке был издан царский указ, регламентирующий обращение на «вы» по отношению к вышестоящему лицу. В течение ста лет привычка закрепилась (по крайней мере, среди аристократии).
В современной традиции на «вы» обращаются к старшим, незнакомым, учителям, начальникам. С точки зрения психологов, общение на «вы» подразумевает некоторую дистанцию. Обращение «ты» (более личностное, близкое) практикуется между близкими (члены семьи, друзья).
Распространяется ли это на офис?
С формальной точки зрения — да. Ваши коллеги — не ваши друзья/семья. Ваше руководство — тем более.
Но реальность сложнее правил: люди, занятые одним делом по 8 часов в день, быстро сближаются. Тем более, если разница в возрасте между ними несущественна.
Как показывают исследования кадровых служб, более 40 процентов работающих россиян не приемлет обращение на «ты». С ними не согласны 28% сотрудников российских компаний.
Каждый пятый считает, что на работе нужно обращаться только по имени-отчеству.
Чтобы не попасть впросак на новой работе, следуйте нормам этикета. Обращайтесь к боссу только на «вы» (даже если он моложе вас на 10 лет). Коллегам тоже стоит говорить «вы» (если вас не попросили об обратном).
Этикет не требует обращаться к сверстникам по имени и отчеству. Впрочем, предполагается, что старшего по возрасту все-таки называют по имени-отчеству. И только на «вы».
На работе вы можете предложить перейти на «ты» в общении с коллегой (близким по возрасту и статусу). Предлагать переходить на «ты» руководителю — неуместно.
Демократичный строй корпоративной культуры принят во многих российских фирмах. Подобные боссы сами ориентируют персонал на неформальное общение «без рангов».
Тогда как в более традиционных коллективах субординацию никто не отменял.
Где неуместно обращаться на «ты»
Как правило, любые официальные мероприятия (семинары, конгрессы, симпозиумы) строго блюдут этикет. В подобном случае обращение на «ты» считается грубостью и серьезным нарушением.
Негативные замечания о работе (как от руководителя, так и от коллег) любой воспримет отрицательно. Если же «разбор полетов» происходит публично, стоит воздержаться от неформального «ты».
Вообще, англичане, отменившие обращение на «ты» в XVI веке, не так уж неправы.