Обаятельный лучше умного?

Умных людей, по-прежнему, в России не любят.

Со времен Грибоедова ничего не изменилось. Как же поступить руководителю? Взять на работу дураков (но приятных в общении), либо умных (но невыносимых). Работники рекрутинговых агентств советуют оценить свой коллектив. В зависимости от этого, принимать решение. В зависимости от того, какой тип сотрудников превалирует, и стоит принимать кадровые решения.

Как общаться в офисе?

Мы проводим треть своего времени (кто-то — больше) на работе.
В коллективе мы общаемся не только по рабочим поводам. Знания и умения, оказывается, скорее в минус общению на работе. Общительность и личные качества могут (и часто становятся) залогом успеха в коллективе. Работающие россияне предпочитают обходительных, но глупых коллег.

Итальянские социологи указывают, что (в первую очередь) работнику необходимо дружелюбие. Только при этом условии коллеги примут и опыт и профессионализм новичка.
Единый коллектив существует только в фантазиях руководителя. На деле же, сотрудники образуют явные или скрытые группы. Основания для объединения самые разные — общией участок работы, интересы, взгляды.
Карьеристы же выбирают, исходя из престижа (общение с признанным экспертом) и карьерных устремлений (фамильярно-дружеские отношения с начальством).

Типы сотрудников

В зависимости от уровня профессионализма и коммуникабельности можно выделить четыре типа сотрудников.

1. «Гад последний. Но ума не отнять» (Профессионализм — на высоте. В ущерб коммуникабельности.)

2. «Дурачок. Но приятен в общении» (ноль в профессиональной области, Чрезвычайно обаятелен)

3. «Супер-стар» (Высший балл и за обходительность и за профессионализм)

4. «Идиот полный» (не блистает ни на работе ни в общении)

Согласно опросам, самые «популярные» сотрудники — супер-стар, а самые неприятные — «идиоты полные».
Респонденты предпочитают общаться с «приятными дурачками» и избегать «гадов последних». Не имеет значения, насколько некоммуникабельный коллега осведомлен. Никто не пойдет к нему за советом, так как может и не получить ответа.
А вот, фактически бесполезные, дурачки вызывают симпатию на человеческом уровне. К приятному человеку приятно подойти пообщаться. Даже если результат окажется нулевым.

Обаяние это хорошо или плохо?

Обходительный коллега может быть приятен не только своим отношением. Всегда проще спросить совета у «своего». У работника, который думает так же, как мы. Но дружеское похлопывание по спине и общность взглядов не решат проблемы. И никто не гарантирует, что приятный коллега знает свое дело.
Для мозгового штурма необходим антагонист (то есть, «гад последний»). Столкновение противоположностей поможет решить рабочий вопрос. А дружить никто и не заставлял.

Как быть руководителю?

  1. Назначать приятных в общении сотрудников на координационные (пусть и не руководящие) посты. Это необходимо для здорового климата в коллективе и эффективности работы.
  2. Руководитель должен способствовать здоровым отношениям среди сотрудников. По возможности, и между работниками, враждебно настроенными друг к другу. Следует не только грамотно организовать пространство, но и пустить противоборство мнений на благо бизнесу. Общий проект или задача могут стать связующим звеном между работниками разных типов.
  3. Искать посредников между начальством и подчиненными. То есть поощрять и развивать врожденные способности к коммуникации.
  4. Изолировать «гадов последних» от коллектива в надежде на перевоспитание.